Так или иначе, но случается, что ребёнок воспитывается в неполной семье. Иногда воспитанием занимается только мать, что встречается чаще, иногда – только отец. Хочется развеять мифы, что в неполной семье невозможно вырастить полноценную личность.
Не подлежит сомнению, что в полной семье с глубокими межличностными отношениями, возможностей для оптимального воспитательного процесса больше. Но полная семья гарантом счастья и успеха как таковая не служит – в ней просто несколько лучше стартовые условия, и только.
Психологи отмечают, что для полноценного и всестороннего развития ребёнка можно выделить 4 вида потребностей:
- потребность во взаимном общении с родителями
- потребность в социальном учении
- потребность в эмоциональном контакте
- потребности, связанные с включением в социальную жизнь.
Потребность в общении
В неполноценной семье такая потребность может быть реализована ничуть не хуже, чем в полноценной. В принципе малышу достаточно безразлично – общаться с мамой и папой, или только с кем-то одним. Проблема здесь кроется совсем в другом. Финансовые трудности неполной семьи приводят к тому, что родитель вынужден много времени уделять зарабатыванию денег, и это время, уделяемое ребёнку, значительно сокращается. Или другой вариант – когда матери кажется, что ребёнок недополучает общения, и она слишком навязывает своё общество ребёнку. Всё-таки умеренность нужна в любых вопросах.
Потребность в социальном учении
Эта потребность возникает чуть позже, но корнями уходит в младенчество. Однако, в неполных семьях с удовлетворением данной потребности так же не возникает проблем. Учить своего малыша с первых его дней – естественное поведение матери. В неполной семье даже есть плюсы, требования по воспитанию всегда едины, тогда как в полной семье довольно часто встречается ситуация когда требования матери противоречат требованиям отца. Минусом же является то, что воспитание может выйти односторонним. В полной семье ребёнок легче учится ориентироваться в незнакомых обстоятельствах, направлять свои действия на достижение цели.
Эмоциональный контакт
Нет никаких причин считать семью с одним родителем более неблагоприятным вариантом для ребёнка. Крепкие эмоциональные связи могут возникнуть и в неполной семье. Несколько тяжелей в этом плане приходится отцам одиночкам. Всё-таки беременность и дальнейшее кормление грудью способствуют возникновению естественной эмоциональной связи мать-дитя. Но и у отцов тоже есть шанс – просто их путь к установлению контакта будет более длинный.
Для развития эмоциональных контактов вовсе не нужно проводить с ребёнком 24 часа неотлучно. Гораздо важнее откликаться на его вопросы и просьбы в нужный ребёнку, а не вам момент. Будьте рядом тогда – когда вы нужнее всего, а не только при наличии времени, сил и желания с вашей стороны.
Потребности, связанные с включением в социальную жизнь
Это единственный вид потребностей, удовлетворить которые полноценно в неполной семье достаточно сложно. Именно в семье формируются понятия о нормах поведения мужчины и женщины, их роли во взаимоотношениях. И если перед глазами ребёнка нет достойного примера, эти понятия формируются неправильно. В дальнейшем это приводит к проблемам в общении с противоположным полом, снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.
Таким образом, правильно удовлетворяя основные потребности ребёнка, даже в неполной семье вполне можно вырастить успешного и уверенного в себе человека.